Главная 
 История города 
 Город сегодня 
 Индустрия 
 Культура 
 Памятники 
 Памятники  древности  
 1й каменный  дом 
 Геральдика и  символика 
 Голод  
1921-22г. 
 Самое - самое 
 Фотосравнение 
 Старый город 
Web-мастер:
[lets@netman.ru]
Баннеры:
STAVSOTA - Все о мобильной связи Ставрополья!
Счетчики:
Rambler's Top100

Для возврата на общую часть, выберите пункт "Главная".

Сегодня Ставрополь является административным, экономическим и культурным центром Ставропольского края. По официальным данным в городе проживают около 350 тысяч человек, хотя по нагрузке на инфраструктуру можно предположить, что фактическая численность населения на 50 - 60 тысяч человек больше. Большая часть активного населения сосредоточена на 62 крупных и средних предприятиях, составляющих фундамент промышленного потенциала. В основном он представлен такими отраслями, как пищевая, химическая, машиностроение и металлообработка, стройиндустрия, легкая, полиграфическая, деревообрабатывающая, медицинская и др. Кроме того, насчитывается около 450 малых и подсобных промышленных предприятий, на долю которых приходится 6,8% общего объема производства. Всего в городе зарегистрировано более 30000 субъектов предпринимательской деятельности. За последние годы заметные изменения произошли в сфере торговли. Значительно расширилась торговая сеть, появляются современные торговые комплексы, магазины, которые отличаются особой архитектурной выразительностью, приятно преображая облик города. Построены рынки "Южный”, "Брусневскнй", "Октябрьский", ряд торговых центров, ярмарочный комплекс "Ставрополье", десятки новых магазинов, киосковых зон.

В Ставрополе не снижаются темпы жилищного строительства, держась на уровне 160 - 200 тыс. кв. м жилья в год, что существенно превышает общероссийский уровень. За последние пять лет в городе удвоилось количество автотранспорта и составляет около 70 000 единиц. Вместе с тем это не привело к заметному снижению нагрузки на общественный транспорт. Ежегодно на 21 автобусных и 12 троллейбусных городских маршрутах перевозится более 200 миллионов пассажиров. Заметный эффект дает работа маршрутных такси, получающая высокую оценку горожан. Из года в год в городе растет количество транспортных средств, курсирующих по дорогам города, которые отличаются сложным рельефом и с трудом поддаются расширению и усовершенствованию. Особенно быстро увеличивается парк индивидуального автотранспорта. Если в 1990 году гражданам на правах личной собственности принадлежало 24,9 тыс. автомобилей, то в 1994 году - 43,4 тысячи, а к началу 2003 года их насчитывалось уже более 55 тысяч.

С самого начала своей биографии Ставрополь не только город - воин, но и город - труженик.

Первыми предприятиями города были построенные в 1780 году на реке Ташле пять мельниц. К 1805 году список пополнился шестью кожевенными заводами, тремя мыльными и одним кирпичным. К середине XIX века в Ставрополе уже 33 предприятия, именовавшихся заводами и фабриками: воскобойные, свечные, пивоваренные, заводы по отливке колоколов, известковый, шорный, восемь кожевенных, десять салотопенных предприятий, а несколько позже появились предприятия по изготовлению клея, водки, табачных изделий, горшечной продукции, поташа.

Одной из наиболее динамично развивающихся отраслей является связь. Уровень телефонизации в Ставрополе - 75 телефона на 100 семей - значительно превышает общероссийский – 47.

Бурное железнодорожное строительство второй половины 19 и начала 20 веков не обошло и Северный Кавказ. В 1875 году была открыта Владикавказская железная дорога - ветка Ростов - Кавказская - Армавир - Минеральные Воды - Владикавказ.

Однако эта дорога обошла Ставрополь стороной, а ставропольское крестьянство и купечество очень нуждались в возможности вывоза сельхозпродуктов в промышленные центры и черноморские порты.

Таким образом, в 1897 г. была открыта ветка Кавказская - Ставрополь, построенная акционерным обществом Владикавказской железной дороги. Пользуясь своей монополией на Ставрополье, Владикавказская дорога диктовала свои цены и условия ставропольским крестьянам. Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, в 1908 г. было образовано акционерное общество инженера Перцева, которое получило разрешение на строительство железной дороги Армавир - Туапсе, а в 1912 г. - Армавир - Ставрополь - Петровское (Светлоград) с разветвлениями на Дивное и Благодарное. Дорога должна была окончательно решить проблему экспорта хлеба Ставрополья. Провел изыскания и составил проект трассы будущей дороги инженер Верблюнер. В 1910 г. первый поезд пошел от Армавира до Белореченска, а в 1914 г. - от Белореченска до Туапсе.

На втором плече ветки участок Армавир - Ставрополь был пущен 1 октября 1916 г. Его строительство осуществлялось, в основном, на деньги ставропольского купечества. Путь от Ставрополя до Армавира теперь составлял 62 версты против 145 верст по Владикавказской железной дороге через Кавказскую.

Дальнейшему развитию дороги помешала революция 1917 г. и последовавшая за ней Гражданская война. С путей Туапсинки открывались панорамы местности вплоть до Стрижамента и Кубани на запад, юг и восток от Ставрополя. Трудно придумать более выгодной позиции для тяжелых орудий бронепоездов, активно принимавших участие в боевых действиях на Ставрополье. В результате дорога была разрушена во многих местах и после не восстанавливалась. В 1922 г. было принято решение о ее закрытии. Рельсы и шпалы были использованы при строительстве участка Петровское (Светлоград) - Благодарное, пуск которого состоялся в 1928 г. Хотя по некоторым данным пути на насыпях и мостах пролежали еще примерно до второй половины 40х годов.

В настоящий момент сохранился и действует участок соединительной ветки между Туапсинкой и дорогой Ставрополь - Кавказская в черте города Ставрополя от вокзала до Старомарьевского шоссе. От него ответвляются подъездные пути к промышленным предприятиям восточной промзоны города. По многим насыпям и мостам проходят автомобильные дороги. Сохранились также и другие объекты или просто "следы на местности и в истории", и, прежде всего, огромные каменные мосты, одиноко стоящие среди степи и на склонах Ставропольской возвышенности.

Пик промышленного строительства в городе пришелся на 1960 - 1970 - е годы нынешнего столетия. За этот период введены в эксплуатацию, реконструированы и обновлены десятки предприятий машиностроения, легкой, химической, строительной, пищевой, перерабатывающей и других отраслей. Наибольшим количеством производств и удельным весом в общем, объеме выпуска продукции характеризуются пищевая, машиностроительная, медицинская, легкая, химическая отрасли и промышленность строительных материалов.

Флагманами городской промышленности традиционно считаются заводы "Автоприцеп - КамАЗ", ассортимент продукции которого понятен из названия этого предприятия, "Красный металлист", производящий деревообрабатывающее оборудование, завод поршневых колец "Стапри", заводы "Электроавтоматика", химических реактивов и люминофоров, инструментальный. Однако не все они освоились в новых, рыночных условиях. Некоторые значительно снизили свой производственный потенциал, а иные и вовсе сменили направление работы. Зато на первые роли вышли предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, медицинской и других отраслей, производящие предмет потребления. Это, прежде всего молочный и консервный комбинаты, биофабрика и предприятие "Аллерген", хлебозаводы и мебельный комбинат.

Более 90 процентов промышленной продукции города выпускают предприятия частной формы собственности, а на долю государственных приходится лишь 9,5% объема производства.

Не имея прямых рычагов кадрового, организационного и экономического воздействия на предприятия частной формы собственности администрация города, тем не менее, ищет и находит пути поддержки местных товаропроизводителей.

Для создания благоприятной конъюнктуры рынка сбыта продукции городских предприятий, ее продвижения к потребителю постановлениями главы города введены льготные ставки арендной платы и земельного налога для торговых организаций при условии, если не менее 70 процентов товаров, приобретаемых ими для реализации, выпущены предприятиями края, в том числе не менее 30 процентов - предприятиями города.

На всемерную поддержку реального сектора экономики направлены и ставшие традиционными конкурсы товаропроизводителей "Лучшее предприятие года". Их победители получают бюджетные или налоговые кредиты, им обеспечиваются льготные условия рекламы и реализации продукции, а руководители вдобавок к этому награждаются премиями.

Кредитная, налоговая политика городской администрации, гибкая система льгот помогли некоторым предприятиям преодолен кризисное положение и выйти в разряд благополучных. В их числе заводы автокранов, поршневых колец, инструментальный, пивоваренный и ряд других предприятий.

В краевом центре ведется интенсивное строительство. По вводу жилой площади в расчет на одного горожанина Ставрополь занимает одно из первых мест в России.

Ставрополь - один из самых благоустроенных и озелененных городов страны, что неоднократно подтверждалось по итогам общероссийских смотров - конкурсов. В городском предприятии "Горзеленстрой" трудится уникальный коллектив, бережно хранящий лучшие традиции декоративного цветоводства. Улицы и скверы Ставрополя покрывают цветники общей площадью более 3,6 гектара, из них 0,8 гектара ковровых партеров.

Большое внимание в городе уделяется решению социальных проблем. В сложившихся материальных условиях магистральный путь здесь - обеспечение максимальной наполняемости местного бюджета. Одной из эффективных мер на этом направлении явилось создание муниципальной налоговой инспекции, которая занимается изъятием местных сборов.

В целях улучшения пенсионного обеспечения жителей краевого центра создано отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Ставрополю. В городе также сформирована муниципальная милиция, действует городская служба спасения, которая ежедневно по телефону "000" принимает и обрабатывает десятки, а то и сотни сигналов, обращений и вызовов граждан, координируя деятельность аварийных и иных служб экстренного реагирования, оказывая помощь силами собственного отряда спасателей и психологов. Город активно осуществляет внешние контакты в различных областях. Ставрополь состоит членом Международной ассоциации породненных городов, Союза российских городов, Конгресса муниципальных образований Российской Федерации, Ассоциации городов Юга России, Ассоциации муниципальных образований Ставропольского края, имеет побратимские связи с городами Пазарджик (Болгария), Безье (Франция), Де - Мойн штат Айова (США), Санта - Маргарита (Испания), связан договорами об экономическом и культурном сотрудничестве с Москвой, Махачкалой, Астраханью. Ставрополь шефствует над одноименным пограничным сторожевым кораблем Краснознаменного Северо - Кавказского регионального управления Федеральной пограничной службы России (г. Каспийск, Республика Дагестан) и подводной лодкой Б - 871 Краснознаменного Черноморского флота (Севастополь). Ставрополь - уютный южный город, промышленный, научный и культурный центр края в последнее время вес явственнее обретает неформальный статус политического и делового центра Северного Кавказа. В городе все чаще проводятся районные и межрегиональные научные, культурные форумы, становятся традиционными выставки - ярмарки различных товаров и услуг, привлекающие все больше и больше участников из многих городов России, ближнего и дальнего зарубежья.


© 2005-2006 Lets'Team.[lets@netman.ru]

Hosted by uCoz